Добро пожаловать к Солженицыну


"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Алтарь независимости. Дискуссия
Опубликовано: admin , Включено: 8-9-2008

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Алтарь независимости. Дискуссия между председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевым и поэтом Юрием Кублановским о том, должна ли Церковь быть отделена от политики

ЗА

Людмила Алексеева, правозащитник:

- Государство ни в коем случае не должно вмешиваться в церковные дела. А во время празднования 1020-летия Крещения Руси наблюдатели действительно отметили необыкновенную активность светских властей Украины в отношении церковной жизни. По Конституции же и на Украине, и в России Церковь отделена от государства. В России часто сама Церковь использует государство для своего укрепления. Ничего странного: за годы большевизма Церковь у нас в стране была очень ослаблена. Теперь, она пытается, насколько я понимаю, вернуть себе тот же статус, который у нее был до революции. Тогда православие было официальной идеологией. Помните лозунг тогдашнего министра просвещения графа Уварова: "Самодержавие, православие, народность"?

К сожалению, наши власти, даже на самом высоком уровне, не понимают опасности объединения светской и духовной власти. Не исключаю, что это делается из самых лучших побуждений: например, идут поиски национальной идеи... У нас действительно нет такой, которая бы была одинаково дорога всем россиянам, как, скажем, это можно наблюдать в небольших странах, борющихся за отстаивание своей независимости... Однако слияние духовной и светской власти весьма деструктивно в такой стране, как многонациональная и многоконфессиональная Россия. К тому же, наша страна пока весьма атеистическая. Можно к этому относиться с осуждением, можно считать, что это нормально в современном мире, но годы гонений на Церковь дали свои плоды: выросли поколения практически неверующих людей. Я не верю результатам опросов, которые утверждают, что у нас до 80 процентов верующих. Думаю, что верующих в разы меньше. Посмотрите, какой процент у нас соблюдает все десять заповедей! А ведь это вопрос пока даже не веры, а только христианской этики. И дело не в том, что мало ходят в церковь и не соблюдают обряды, а в том, что не понимают сути христианства. Я не говорю об этом высокомерно, а скорее, с сожалением. Потому что себя тоже отношу к людям невежественным в отношении религии. Что поделаешь, не приучили с детства. Естественный приход к Богу бывает тогда, когда родители воспитывают в вере ребенка с раннего детства, да еще и на собственном, очень искреннем примере. У нас эта традиция исчезла. И возродить ее, к примеру, введением в школах курса православной культуры, невозможно. Будет в точности по-Черномырдину: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Правозащитники в советское время отстаивали Церковь и верующих, а сейчас приходится защищать школу от Церкви. Ну, представьте, чему могут научить невежественные в подавляющем большинстве батюшки? Или учителя, которые наскоро вечером прочтут какую-нибудь главку о православной культуре? Это профанация ни к чему, кроме цинизма, не приведет. Так же ведь получилось с великой русской литературой. Я очень хорошо помню, как старалась, чтобы мои дети прочитали классику раньше, чем им ее "разжуют" в школе.

Нужно не навязывать церковность, а учить гражданской ответственности, и, главное, иметь перед собой такой пример ответственности. У нас же много бестактности в этом вопросе.

ПРОТИВ

Юрий Кублановский, поэт:

Поскольку Церковь – это не только "что-то вероучительное", но и реальная часть общества, причем духовно-культурная его часть, то от политики она отделена быть не может. Церковь погружена в политику ровно настолько, насколько погружено в нее общество в целом. Это может быть и здоровое погружение, если общество находится в моральном здравии, и нездоровое вмешательство – как Церкви в политику, так политики в церковную жизнь. С эмпирической своей стороны Церковь является своего рода политическим органом. А каждый отдельный клирик имеет свои политические взгляды, которые он не может спрятать в карман.

Нынешние политические проекты украинского президента Виктора Ющенко по перекраиванию жизни православной Церкви на Украине мне глубоко чужды.

Да, Украина сегодня самостоятельное государство, однако в ее отношениях с Россией есть подземные исторические этажи, свидетельствующие, как минимум, о братстве двух народов, а как максимум, о том, что русские и украинцы две ветви одного народа. И поэтому политика, направленная на их разделение – историческое и культурное преступление. Если и дальше будет торжествовать подобная политика, то уже через два-три поколения на Украине забудут русский язык – а это просто варварство, безусловный вред и России, и Украине, и каждому культурному человеку. Мне кажется, что Америка зря поощряет эту губительную в историческом отношении политику. Нельзя стравливать два народа.

Я, будучи в эмиграции, в последние годы ходил в парижскую церковь, принадлежащую по вынужденным историческим обстоятельствам Константинопольскому патриархату, но при этом насильственный, обусловленный политическими подталкиваниями переход Украинской Церкви из Московской патриархии в Константинопольскую я считаю религиозным преступлением.

Но церковно-политическое деяние может быть и благотворным. Самое для меня образцовое из таковых – осуждение опричнины митрополитом Филиппом в Успенском Соборе Московского Кремля. Митрополит Филипп был за это убит по распоряжению царя, но оставил нам образец вмешательства Церкви в политику.

Я также очень высоко ставлю написанное в середине 60-х годов письмо Александра Солженицына Патриарху Пимену – это был призыв к Церкви как раз вмешиваться в политику, участвовать в жизни общества. Есть и другие классические примеры благотворного вмешательства – благословление Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, грамота заточенного Патриарха Гермогена... Все говорят о благостности политики невмешательства между Церковью и властью, а мне как раз кажется очень огорчительным, что в феврале 1917 года не нашлось церковного деятеля-харизматика, внятно призвавшего бы народ одуматься. Это, по-моему, в значительной мере стало причиной того, что произошла революционная катастрофа. Когда позднее, после прихода к власти большевиков, это попытался сделать Патриарх Тихон, было уже поздно.

Елена Новоселова, Елена Яковлева
4 августа 2008 г.

- - -

 Что ж, не надо  заказывать  туры в Китай за тибетской мудростью, чтобы быть согласным с Солженицыным:  Украинской Церкви пока еще долгое время будет лучше с Москвой.




Статья из Солженицын. Сайт об Александре Исаевиче Солженицыне. Книги Солженицына, рассказы, крохотки
https://solzhenicyn.ru

URL для этой статьи:
https://solzhenicyn.ru/modules/sections/index_op_viewarticle_artid_103.html