Джаннат-Сергей Маркус

Журналист и культуролог ДЖАННАТ-СЕРГЕЙ МАРКУС: ”Солженицын был пророком в исконном смысле этого слова”

"Портал-Credo.Ru":Насколько, по Вашему мнению, значима фигура Солженицына в современной даже не политической и общественной, а в духовной и религиозной жизни России?

Джаннат-Сергей Маркус: Интересно поставлен вопрос. Действительно, о политических и общественных взглядах любого человека можно спорить сколько угодно – но самый долгодействующий и глубинный след он оставляет (или не оставляет) именно в духовной жизни.

И тут, на первый взгляд, кажется, что Александр Исаевич вовсе не ставил себя в роли духовного учителя или религиозного наставника. Он не имел никакого сана или особого посвящения. Не выступал формально с кафедры ради проповеди. Высказывал небесспорные мысли о церковных проблемах. Жил в полемике…

Но не это суть. Почему и почитатели, о оппоненты, и откровенные недруги, вспоминая о нём, употребляли уже много лет понятия "пророк" и "аятолла", кто в позитиве, кто с негативом? А потому, что он реально был пророком в библейском, но не в кораническом смысле слова – вестником Правды Божией.

В жутких условиях тоталитаризма ХХ века он показал, как нужны людям слова настоящего юродивого, дервиша, даоса или мастера чань. Только такой человек мог в Нобелевской речи сказать русскую пословицу: "Одно слово правды весь мир перетянет". И ведь перетягивает же! Пусть нет очевидной и наглядной победы сейчас – но в духе, в уме, в сердце – победа! Солженицын – победа правды. И в этом его свидетельство от Бога.

Второе слово к нему приставили с издёвочкой на Западе – мол, это "русский аятолла". А ведь точно сказали! Если точно перевести само арабское слово– получается "аят", то есть "знак, знамение" от "Алла" - от Самого Господа. И в этом он, действительно, подобен аятоллам Ирана.

Почему так испугались появления "православного аятоллы"? А потому, что поняли – Солженицын не только враг, критик, могильщик советского тоталитаризма, но и европейско-американского капитализма, буржуазной глухоты. И как только он проявил себя как аятолла – интерес у материалистов как рукой сняло.

Тем же объясняется, почему и современная Россия, громко заявляющая о своей "высокой духовности и самобытности", запрятала его в тень узкой медиа-ниши. Когда в стране царит алкогольно-гламурное вырождение во главе с "блондинкой в шоколаде" – какие могут быть пророки, какие "знамения Божии"!

Позавчера в ночь он ушёл из этой жизни физически – но вовсе не духовно. И не дождутся своего материалисты от Маркса и от Доллара: этот старик всё-таки остался с нами – и "глаголом жечь сердца людей" будет долго, больно и часто. Начатая им работа не кончилась – мы с вами ещё не раз обожжёмся об его слово!

Солженицын – человек верующий, религиозный или церковный? Какие определения лучше подходят?

По-моему, ни одно в отдельности не подходит. Всё-таки это термины академические, религиоведческие, не объемлющие полноты жизни и её непредсказуемости. А Солженицын – явление непредсказуемое. Он – вещун Русского Языка. Его речь и письмо трудны и корявы. Он никогда не был гладкописцем или златоустом – но через него вышли наружу громадные, неиспользованные и нерастраченные, залежи языковой руды. Его речь природна.

Он показал мощь слова, сказанного вовремя, точно, неожиданно, терпко. Искренний язык искреннего человека – вулканическое, от Бытия идущее… Только одно это двусловие чего стоит: "обустройство России"! Корень – строй. Глагольный посыл – устрой. А ещё и округлая всеохватность – об-у-строй. А какие слышатся подспудно противослова: расстройство, неустройство, беспокойство.… А ведь ещё и музыка в аллитерациях.… Это же задача всему нашему поколению, а, быть может, и нескольким – после Солженицына. Причём, он никогда не играл словами, чем доказал постмодернизму, что сущность жизни по-прежнему не игра, а литература – не словоблудие. Он обеспечил каждое своё слово не эфемерной пирамидой "концепций", а триединством "искусства-почвы-судьбы". Сама его судьба (автор – Творец) стала завершённым и целостным героическим эпосом – знаком нашему веку.

Да, духовно век двадцатый завершился не по календарю в 2000 году, а сейчас, в 2008-м, 3 августа – подобно тому, как девятнадцатый ушёл в 1910 году с кончиной Льва Николаевича Толстого.

Очевидно, что нам оставлены – через него сказанные – огромные трудовые духовные цели: высвобождение из плена двух материализмов, марксистского и буржуазного, да обустройство России. И будет фальшью любое слово о нём, не подкреплённое делом, которое он нам завещал.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"



URL этой страницы: https://solzhenicyn.ru/modules/pages/Solzhenicyn_portret/O_Solzhenicyne/Dzhannat-Sergej_Markus.html
просмотрено раз: 2152