Добро пожаловать к Солженицыну


Вспоминая ответ молодому ученому

Дата:  22.5.10 | Раздел: Статьи пользователей


Ответ Солженицына молодому ученомуОднажды во время лекции студентам Московского Курчатовского Института. Солженицыну поступила записка, о которой в свое время узнали все поклонники творчества Солженицына. В этой записке некий молодой человек спросил писателя примерно следующим образом: почему Вы критикуете наши занятия наукой, ведь мы ничем не отличаемся в своем увлечении наукой от художников, поэтов, писателей, которые увлечены своим творчеством. Мы тоже можем щебетать в науке как певчие птицы. Вопрос этот был задан писателю после его прочтения некоторых отрывков о смысле и цели  науки из пьесы "Свеча на ветру", а также романа "В круге первом".
В Своих произведениях Александр Исаевич не бунтует против науки. Ему чужды лишь такие аномалии как "наука ради науки", а не ради блага человека. Но тем не менее из ответа студенту, который был издан в самиздате в шестьдесят шестом видно что Солженицын  ставит науку ниже искусства, причем намного. И объяснение своей позиции писатель сводит к двум мотивам.
Первое на что обращает внимание Солженицын, так это на то, что приверженцев науки государство опекает больше всего, держит под колпаком изоляции, в своеобразной оранжерее. Эти люди не знают что такое физический труд, армия, мизерная зарплата. Напротив - курорты, заграничные поездки, дачи и положение в обществе ждут верных чад науки с распростертыми объятьями. При этом, считает, Солженицын, польза от ученых реальным людям, современникам  - мизерна. Плоды их усилий будут пожинать их потомки лет через двадцать, а то и пятьдесят. И потому, ставя в противопоставление ученым людям обычную работницу птицефермы, Солженицын даже призывает ученых стыдиться того, что они, люди науки, ничего конкретного ей дать не могут.
Вторым аргументом в "письме  молодому ученому"  со стороны Солженицына является тот факт, что наука  не нравственна как инвестиции и любая коммерция,  и не способствует развитию нравственности в обществе в отличие от искусства.
С позиции нашего времени утверждения, конечно, не бесспорные, можно даже сказать отчасти  противоречивые, тем не менее, далеко не бессмысленны. Противоречия тут хотя бы в том, что лелеяло и пасло на богатых полях  государство и своих литераторов с одной стороны. А с другой - почему наука должна быть положительно нравственной?  Она  максимально нейтральна к нравственности и уступает со всей ответственностью эту нишу культуре, а теперь, можно уверенно сказать, что и религии. Поэтому обличать ее в безнравственности или отсутствии стремления к развитию нравственности по сути все равно, что укорять ту самую птичницу из первого примера в том же не несении народу о нравственных начал. То есть каждому свое место в этом мире и обществе, каждый сам вправе выбрать что ему делать на данном этапе своей жизни - стать служителем  религии, проповедником культуры или  пойти за рядовыми консультациями на форум о заработке. В конце концов как среди ученых, так и среди предпринимателей всегда хватало прекрасных и высоконравственных людей.




Cтатья опубликована на сайте "Солженицын. Сайт об Александре Исаевиче Солженицыне. Книги Солженицына, рассказы, крохотки":
https://solzhenicyn.ru

Адрес статьи:
https://solzhenicyn.ru/modules/myarticles/article_storyid_2293.html