Добро пожаловать к Солженицыну


Главный урок

Дата:  4.10.08 | Раздел: Главный урок


Главный урок

Статья для журнала «Экспресс», 15 января 1982


В чём главный урок декабрьских польских событий? За последние 65 лет этот самый урок преподан миру — то более, то менее отчётливо — добрых сорок раз. И все сорок раз западные умы постарались не заметить его, не понять или изъяснить криво. Каких только не слы¬шим мы и теперь истолкований: от наивного негодова¬ния, что Западу испортили Рождество (по-добные вопро¬сы я получил от одной английской газеты), до фантас¬тического миража, что в Польше объявилась военная хунта южно-американского образца — и она оттеснила ослабев-шую компартию.
Наверно, компартию, взявшую власть, оттеснишь! Кто, когда и где её оттеснил?
А самое простое объяснение — внешняя сила, «Кремль заставил Ярузельского». Но ес-ли «Кремль заставил» — достаточное объяснение, то ведь и совет¬скую армию и даже совет-ских чекистов тоже ведь «за¬ставляют», — значит, они не виновны? Тогда и все мы, подсо-ветские люди, тоже ни в чём не виновны: нас всех тоже «заставил Кремль» ещё с 1918 года — ЧК, расстрелами, потопленьями барж с живыми людь¬ми, концлагерями на многие мил-лионы людей, унич¬тожением населения в размерах, беспрецедентных в мировой истории. И мы тоже объективно укажем, что на первых порах «Кремль» охотно опирался и на внеш¬нюю силу: сотни тысяч военнопленных, получивших право свирепствовать в чужой стране. Да, конечно, коммунизм никогда не побрезгует опереться на внеш¬нюю силу — но недостойно и самообманно класть это в главное объяснение. Если коммунизм укрепился в Рос¬сии, на Кубе или в Абиссинии — то, значит, нашлось достаточно охотников из народа этой страны прово¬дить его палаческие жестокости, а остальной народ — не сумел сопротивиться. И винова-ты — все, кроме тех, кто погиб, сопротивляясь.
"Кремль заставил»? Да. Но зачем же Ярузельский, и польская милиция, и польская армия, — зачем они подчинились? Как же могло сразу найтись исполните¬лей больше полумиллио-на? Среди сорока предыдущих уроков польский тем особенно ярок, что перед нами — как никакая другая, цельная единая однородная на¬ция, сплочённая своим религиозным и нацио-нальным чувством, — как будто невозможно её расколоть! — но вот из нее же находится нужное число коммунисти¬ческих исполнителей. А среди тех поляков, кто сегод¬ня негодует, может быть найдём и таких, кто в 1945 уничтожал Армию Краёву? (Как и среди жертв Праги 1968 найдём немало тех, кто с энтузиазмом устанавли¬вал коммунизм в 1945 и издевался над беглецами из СССР.)
Вот и урок: что опасность человечеству XX века — не в отдельных странах, не в отдель-ных нациях, не в отдельных правителях — а в мировом зле коммуниз¬ма. Что коммунизм уже 65 лет победно и почти бес¬препятственно идет по миру — и нет такой нации в Европе, ко-торая бы не готова была поставить ему нужное число палачей, а затем покориться и вся. Се¬годняшняя ФРГ? — почти уже лежит плашмя перед коммунизмом, даже не надо звать кадры из ГДР. В се¬годняшней Франции? — уже давно не скрывается пар¬тия, за которую голосуют миллионы, объявляющая о своей готовности поставить нужные кадры. И достаточ¬но — больше, чем в Польше, — найдётся их в Италии, Испании и Великобритании.
Не в том новость, что «Кремль заставил», а — чело¬вечество по сегодняшний день не под-готовлено, слаб? противостоять запредельному, умонеохватимому злу коммунизма, всегда застигается им врасплох. Не в том грозность, что «Кремль заставил», а: мы все, челове¬чество, по нашей духовной слабости даём себя вогнать в гроб коммунизма. Как легко сего-дня выражать за¬поздалые сочувствия Польше и пламенные надеж¬ды, что поляки подымутся из-под ярма и тем загоро¬дят шествие коммунизма по Европе, — но зачем же в 1946 году за-падные союзники так беспечно предали эту Польшу (и Болгарию, и Румынию) в пасть ком-му¬низма? И какая новинка в оккупации Афганистана, если Троцкий на вершине власти так и писал, что «путь в Берлин лежит через Афганистан», а Ленин ещё в программу 1915 года в Швейцарии поставил: вторже¬ние своей (ещё не существовавшей) революционной армии в Индию!
Да, мировой коммунизм — всегда внешняя сила, по отношению ко всякому народу. В польском уроке то и выпукло, что даже Польша, с её вольнолюбием, с её всенародным поры-вом к свободе, — вот терпит по¬ражение. А ни в какой западно-европейской стране не нако-пилось и сравнительной силы сопротивления. От этого польский декабрь звучит похорон-ным маршем той Европе, которая от 1918 до 1981 так и не поняла степени опасности себе самой.
Стало модно усыплять себя, что «идеология комму¬низма мертва», потерпела катастрофу. О, она ещё в достаточно багровом расцвете, чтобы подчинить себе весь мир. Вместе с Бреж-невым и Ярузельским за ны¬нешние события в Польше отвечает и Дэн Сяо-пин, и Пол Пот, и Кастро, и никарагуанские вожди, и Мар¬ше, и — да! — Берлингуэр и Карильо, как бы они ни изображали вслух протеста. По Польше давящей по¬ступью идёт их идеология, именно она! (И для гневно протестующих социалистов это тоже, признаться, род¬ное: ведь идеология вся-кого социализма основана на насильственных государственных действиях. Не спу¬таем: «Со-лидарность» вдохновлялась вовсе не социа¬лизмом, а — христианством.)
«Идеология умерла»? Прежде чем она умрёт — она ещё как бы не успела развалить и за-воевать весь Запад и пососать его кровь. Коммунистическая идеология — это такая неестест-венная метафизическая сила, кото¬рая действует как бы вопреки законам физики, эконо¬мики и социологии. Вместо того чтобы неизбежно лоп¬нуть — она побеждает. Она побеждает — слабостью Запада. Идеология коммунизма ещё может пережить и СССР, и коммунистиче-ский Китай: на Земле ещё найдётся для неё другой питательной почвы.
Уже 65 лет Запад — каждый год и каждый месяц — склоняет и свои весы в ту же сторону — чтобы пасть и подчиниться. Несколько поколений европейцев позво¬лили себе отдаться комфорту, когда к востоку от Буга убивали и вымаривали десятки миллионов. Так и се¬годня духовно потерянные европейские пацифисты спешат дать подножку Соединённым Штатам, наме¬ренным, может быть, сопротивляться. В Европе гос¬подствует надежда не на самих себя, а только — на внешнее чудо, на успех туманных переговоров с ком¬мунистами.
Но чудо — не приходит к потерянным душам. И никакие переговоры с коммунизмом ни-когда не были плодотворны для Запада, всегда — поражение. (Два видимых исключения: Австрия — личный жест Хру¬щёва, и запрет воздушных ядерных испытаний — за¬щитная ре-акция планеты). Все переговоры — от Ге¬нуи (1922) через Ялту, Хельсинки и до сегодняшней Женевы, — всё кончалось обманом Запада и выигры¬шем коммунистов. Тщетно надеяться и теперь. Запад¬ные демократии обеими руками держатся за иллюзии.
Слепота — верить в спасительные переговоры с бес¬сердечным противником, когда Запад слаб в своей ос¬нове, в результате трёхвекового развития самой Евро¬пы. Нынешнее общество Запада, как оно существует, всё более в виде потребительского, разочарованного в труде, ге-донистического, с разрушаемой семьёй, нарко¬манского, атеистического и парализованного террориз¬мом, — исчерпало свою жизненную силу, потеряло духовное здоровье, — и в сего-дняшнем виде не может выжить.
И социализм — не выход, а только другая форма той же болезни.
Да, покорённые народы то там то здесь ещё будут пытаться подыматься, и когда-то будут иметь успехи, оплаченные кровью, — но гибелью Запада было бы только на это надеяться, как надеется он сегодня. На¬дежды всего живущего на Земле могут быть только внутренние: на укрепление своего духа и возвышение своих жизненных ценностей.
Главный урок (15 января 1982). — Статья написана в Вермонте в декабре 1981, по предложению фран-цузского журнала «Экспресс». Опубликована: «L'Express» (Париж), 15.1.1982. По-русски впервые напечатана в газете «Русская мысль» (Париж), 21.1.1982.

Солженицын А. И.
С 60
Публицистика: В 3 т. Т. 3. — Ярославль: Верхняя Волга, 1997. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — 1997.
С. 7—10.




Cтатья опубликована на сайте "Солженицын. Сайт об Александре Исаевиче Солженицыне. Книги Солженицына, рассказы, крохотки":
https://solzhenicyn.ru

Адрес статьи:
https://solzhenicyn.ru/modules/myarticles/article_storyid_1065.html