Случайное фото
Поддержка сайта
Подробная инструкция: как изготовить заводские металлические двери в цеху.
http://www.snegovick.ru. Магазин новогодних елок и украшений на елку.
Счетчики

КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ


Автор | 30.8.08 20:01 (Хитов 1248)



Источник: ББК 84Р7, С60. Александр Солженицын – Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика. (Серия “Зеркало – ХХ век”) – Екатеринбург. Изд-во “У-Фактория”, 1999. – 752 с. ISBN 5-89178-101-8. С.741 – 748.

КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ


Ленин в Цюрихе. — Главы из исторической эпопеи “Красное Колесо”, описывающей Февральскую революцию 1917 года в России и её предысторию. В центре всех глав — Ленин, его деятельность в эмиграции и подготовка к возврату в Россию в 1917 через германскую территорию. В эту подборку вошли все ленинские главы из трёх первых Узлов “Красного Колеса” — “Августа Четырнадцатого”, “Октября Шестнадцатого” и “Марта Семнадцатого”. Ленинские главы есть и в “Апреле Семнадцатого”, но в цюрихскую подборку не входят: там Ленин уже в Петрограде. “Ленин в Цюрихе” был напечатан отдельным изданием в 1975 (Париж, YМСА-press).

Один день Ивана Денисовича. — Рассказ был задуман автором в Экибастузском особом лагере зимой 1950/51. Написан в 1959 в Рязани, где А. И. Солженицын был тогда учителем физики и астрономии в школе. В 1961 послан в “Новый мир”. Решение о публикации было принято на Политбюро в октябре 1962 под личным давлением Хрущёва. Напечатан в “Новом мире”, 1962, № 11; затем вышел отдельными книжками в “Советском писателе” и в “Роман-газете”. Но с 1971 года все три издания рассказа изымались из библиотек и уничтожались по тайной инструкции ЦК партии. С 1990 года рассказ снова издаётся на родине.

Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее А. И. Солженицына в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока “пленников” и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа — все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Матрёнин двор. — Написан в 1959. Исходное название — “Не стоит село без праведника”; окончательное — дал А. Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его, 1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущёвским временем. Напечатан в “Новом мире”, 1963, № 1. Первым из рассказов А. И. Солженицына подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево (Курловского района Владимирской области).

Правая кисть. — Написан в 1960, в воспоминание об истинном случае, — в то время, когда автор лечился в раковом диспансере в Ташкенте. В 1965 рассказ был предложен в несколько советских журналов, всюду отвергнут. После этого ходил в Самиздате. Впервые напечатан в журнале “Грани” (Франкфурт, 1968, № 69).

Случай на станции Кочетовка. — Написан в ноябре 1962. Напечатан в “Новом мире”, 1963, № 1; ещё прежде того, в декабре 1962, отрывок напечатан в “Правде”. (Из-за этого обстоятельства никогда не был подвергнут критике в советской прессе, так как “Правда” не могла ошибаться.) “Кочетовка” — реальное название станции, где и произошёл в 1941 году описанный подлинный случай. При публикации название было сменено на “Кречетовка” из-за остроты противостояния “Нового мира” и “Октября” (главный редактор — Кочетов), хотя все остальные географические пункты остались названными точно.

Пасхальный крестный ход. — Написан в 1966 в Переделкине под Москвой на первый день Пасхи, после описываемой заутрени. Ходил в Самиздате, впервые напечатан в журнале “Посев” (Франкфурт, 1969).

Настенька. — Как и следующие два рассказа, относится к циклу двухчастных рассказов. После долгих лет работы над крупными формами (“В круге первом”, “Раковый корпус”, “Архипелаг ГУЛАГ”, “Красное Колесо”) А.И.Солженицын тут снова возвращается к малой прозе. Эту разновидность жанра рассказа, свой давний замысел, автор стал разрабатывать с конца 1993.

Рассказ начат в 1993/94 (последняя зима в Вермонте перед возвращением в Россию), закончен в 1995. На фоне советских 20—30-х годов даны две разные судьбы, в соединении которых в один рассказ ищется их общий смысл. Первая публикация — “Новый мир”, 1995, № 10.

Абрикосовое варенье. — Написан в 1994. Писатель — легко узнаваемое историческое лицо, с его буквальными мыслями и выражениями. Впервые напечатан в “Новом мире”, 1995, №10.

Всё равно. — Начат в 1993, закончен в 1995. В первой части рассказа использованы заготовки ещё 50-х годов, во второй — личные впечатления автора на Ангаре в 1994. Первая публикация — “Литературная газета”, 16 августа 1995.

Крохотки (1958—1960). — Написаны многие в связи с велосипедными поездками автора по Средней России. Попытки напечатать их на родине в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в Самиздате. Первая публикация — журнал “Грани” (Франкфурт, 1964, № 56).

Крохотки (1996—1998). — “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог...” (из письма автора в “Новый мир”). Первая публикация — “Новый мир”, 1997, № 1, 3, 10; 1999, № 7.

Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей (16 мая 1967). — История написания изложена автором в книге “Бодался телёнок с дубом”. Письмо было разослано по почте в 250 адресов в середине мая 1967, один экземпляр принесен лично автором в технический секретариат съезда 16 мая и сдан под расписку. Первая публикация — по-французски в газете “Monde” (Париж), 31.5.1967; позже — ряд газетных публикаций на разных языках; по-русски — множественно в эмигрантской печати. На родине Письмо впервые напечатано спустя 22 года — в журнале “Слово” (Москва), 1989, № 8; в журнале “Смена” (Москва), 1989, № 23 и др.

Нобелевская лекция. — По статуту нобелевских премий выражается пожелание, чтобы лауреат в один из дней, ближайших к церемонии, прочёл лекцию по своему предмету. Жанр и состав лекций — не определён. Нобелевская премия была присуждена А. И. Солженицыну в октябре 1970, но автор не поехал в Стокгольм получать её, опасаясь, что ему отрежут обратный путь на родину (см. главу “Нобелиана” в книге “Бодался телёнок с дубом”, М.: Согласие, 1996). Лекция была написана в конце 1971— начале 1972 в Ильинском (под Москвой) к ожидаемому вручению премии в Москве, на частной квартире, ученым секретарём Шведской академии Карлом Рагнаром Гировым. Однако советские власти отказали ему в визе, и церемония не состоялась. Тогда текст лекции был тайно переслан в Швецию и там напечатан в 1972 году на русском, шведском и английском языках в официальном сборнике Нобелевского комитета “Les prix Nobel en 1971”. Одновременно лекция разошлась в Самиздате в СССР. На Западе многократно издана на европейских языках и по-русски. На родине лекция впервые напечатана через 18 лет после её написания — в журнале “Новый мир”, 1989, № 7.

На возврате дыхания и сознания. — История написания и выхода в гласность изложена автором перед самою статьей. Четыре года, с 1969, статья лежала без движения; место статьи определилось только после того, как возникла идея публицистического самиздатского сборника группы авторов “Из-под глыб”.

Эта статья (а также статьи “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни” и “Образованщина”) впервые увидела свет в сборнике “Из-под глыб”. Инициатором и собирателем группы авторов сборника был А. И. Солженицын. Высылка Солженицына в феврале 1974 задержала окончание работ над сборником, затруднила общение авторов-участников, и вместо намеченной прежде весны 1974 сборник вышел лишь поздней осенью: он был объявлен по обе стороны границы одновременно, на пресс-конференциях в Москве и в Цюрихе в ноябре 1974, одновременно начал свою жизнь в Самиздате и опубликован по-русски в Париже в издательстве YMCA-press. В 1975 сборник был переведен на европейские языки и издан во Франции, США, Англии и Западной Германии. В России впервые вышел спустя 16 лет, в 1990 году, в издательстве “Из глубин”, затем в 1992 в издательстве “Русская книга”. Три статьи Солженицына были напечатаны также в журнале “Новый мир”, 1991, № 5.

Жить не по лжи! — Это воззвание готовилось в ходе 1972 и 1973 годов и первоначально было задумано как призыв к кампании идеологического неповиновения (вместо гражданского неповиновения). Затем эта задача была снята как преждевременная, воззвание приобрело форму более личного и нравственного обращения. Текст был готов к сентябрю 1973, и автор предполагал публиковать его одновременно с “Письмом вождям”. При обострении обстановки с января 1974, после публикации “Архипелага ГУЛага”, текст воззвания был заложен в несколько тайных мест с уговором — в случае ареста автора пускать через сутки, не ожидая более никакого подтверждения. Так и произошло. 13 февраля 1974 текст был передан в Самиздат и на Запад. Включён в самиздатский сборник “Жить не по лжи” (впоследствии изданный в Париже: YMCA-press, 1975). Воззвание впервые опубликовано в Лондоне, “Daily Express”, 18.2.1974. Вслед за тем — неоднократно по-русски в эмигрантской печати и на многих европейских языках. На родине впервые напечатано в киевской многотиражке “Рабочее слово”, 18.10.1988. Затем — в журнале “Век XX и мир”, 1989, № 2. Позже в “Нашем современнике”, 1989, № 9 и в “Комсомольской правде”, 1.9.1990. Впоследствии — во многих других изданиях.

Слово при получении премии “Золотое клише”. — “Золотое клише” — премия союза итальянских журналистов, присуждённая автору за его деятельность в СССР. Вручение премии состоялось 31 мая в Цюрихе, где А. И. Солженицын и произнёс это короткое Слово. Оно было написано в мае 1974 в Штерненберге (нагорье Цюриха). В нем автор хотел выйти за пределы ожидаемого от него политического заявления и взглянуть на Восток и Запад совокупно, как на единую арену развития цивилизации. В 1974 Слово вышло в переводах на итальянский, немецкий и французский. Первое русское книжное издание — в сборнике автора “Мир и насилие” (Франкфурт: Посев, 1974). В СССР впервые напечатано в рижском русскоязычном журнале “Родник”, 1989, № 3.

Слово при получении премии “Фонда Свободы”. — “Фонд Свободы” — американская общественная патриотическая организация. Представители Фонда приехали для вручения награды (American Friendship Medal) в Гуверовский институт, где работал в то время автор. Эта короткая ответная речь была произнесена А. И. Солженицыным на церемонии вручения 1 июня 1976. Английский текст напечатан Гуверовским институтом в книге “Solzhenitsyn speaks at the Hoover Institution...” (May — June 1976), русский — в “Вестнике РХД”, 1976, № 118.

Темплтоновская премия. Ответное слово и лекция. — А. И. Солженицын был награждён Темплтоновской премией в 1983 году. Эта премия — “За прогресс в развитии религии” — была основана в 1973 Фондом Темплтона (США). Присуждается “лицам, имеющим особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире”. Среди лауреатов — мать Тереза, брат Роже Шутц — инициатор монашеского возрождения в протестантском мире. В 1982 премия присуждена протестантскому проповеднику Биллу Грэму (в тексте речи — “предшественник по этой премии”). В 1983 премия впервые присуждена православному.

Имя лауреата объявляется в Вашингтоне в первых числах марта, вручение происходит в Лондоне, в Букингемском дворце, всегда 10 мая; вручает премию принц-консорт Филипп, при этом лауреат произносит ответное слово. Затем в торжественном собрании в лондонском Гилдхолле новый лауреат читает лекцию.

2 марта 1983 в Вашингтоне при объявлении о присуждении Темплтоновской премии Солженицыну Слово произнёс митрополит Феодосии, глава Православной Церкви в Америке:

А. Солженицын не нуждается ни в том, чтобы быть представленным, ни в похвалах. Хорошо нам, а не ему, что изредка нам дается возможность вновь обрести его, вернуться, хоть на время, к нему, к его видению, к его слову.

К нему. В наше время, отмеченное нравственной дряблостью, постоянной готовностью идти на сделку со злом, самостью, и, часто, сведением жизни к сомнительным поискам счастья, — он открыл нам подлинную красоту и глубину человеческой жизни, целиком посвящённой этическим и духовным ценностям. В одиночестве, в заключении, когда его травили или когда он болел раком — он никогда не отказывался от борьбы за свою родину, за свой народ, более — за всё человечество.

К его видению. Ему было дано не только бороться и говорить, но, выше всего, воплотить в художественном слове своё видение жизни. Его “Архипелаг ГУЛаг” останется, я уверен, книгой века, вехой для всех тех, кто хочет строить жизнь согласно высокому нравственному идеалу, исполнить самих себя в вере и жертве.

И, наконец, к его слову, к его призыву, обращённому ко всем нам: жить не по лжи.

Многие сегодня, почти десять лет спустя после его чудесного появления на Западе, ставят под сомнение и его как человека, и его видение, и его слово. Значительное движение, не только в его стране, но и здесь, среди нас на Западе, старается опорочить его, представить анахроничным защитником прошлого и пустого мировоззрения. Но мы знаем, что мир никогда не прислушивался к пророкам, посланным ему, ненавидел и преследовал их. Для нас, христиан, конечная победа завершилась на Кресте.

Для меня это большая честь — быть тут и делить с вами уверенность в том, что Солженицыну нечего тревожиться. Его видение, его слово, он сам — целы, и ничто не может их уничтожить. Мы благодарим Бога, что он послал нам пророка. Мы благодарим Солженицына за его слово и виденье. С тех пор, что он появился, и наша жизнь, и даже весь мир в чем-то изменились.

Текст Темплтоновской лекции многократно перепечатывался в американских и европейских журналах. Первая публикация по-русски — “Вестник РХД”, 1983, № 139. Впервые в России — “Новый мир”, 1992, № 2.

Размышления над Февральской революцией. — Это четыре обзорных главы, написанные в 1980 — 1983 годах при работе над “Красным Колесом”. Первоначально предназначались каждая в конец, соответственно, четырёх томов “Марта Семнадцатого”; однако затем автор решил не включать их в текст эпопеи. Впервые опубликованы в журнале “Москва”, 1995, № 2.

...Колеблет твой треножник. — Разбор книги А.Синявского “Прогулки с Пушкиным”. Первая публикация: “Вестник РХД”, 1984, № 142. В России впервые — в журнале “Новый мир”, 1991, № 5.

“Русский вопрос” к концу XX века. — Не в полном согласии с названием работы большая часть текста посвящена обзору внешней политики петербургского периода России (XVIII — XIX вв.); последняя часть — недавняя современность. Первая публикация — “Новый мир”, 1994, № 7.
 

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Краткие пояснения к сочинениям Александр
» Эта статья от пользователя admin

5 cамых читаемых статей из раздела Краткие пояснения к сочинениям Александр:
» КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

5 последних статей раздела Краткие пояснения к сочинениям Александр:
» КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ 


MyArticles 0.6 beta for RUNCMS: by RunCms.ru




  Форум Тема Ответов Просмотров Сообщение
Обсуждение статей и новостей о Солженицыне Книга "Литературные портреты"(Солженицын, Можаев, 0 37 selena
27.11.10 23:44
Статьи пользователей «Мой близкий, тесный друг» . Б.А. Можаев и А.И. Солженицын 0 66 selena
26.11.10 00:08
Обсуждение статей и новостей о Солженицыне ссылка на Солженицына реальна? 0 250 balabanov
17.11.10 10:46
Книги Сдвиг хронологии событий? 4 4571 figliar
6.11.10 02:29
Книги Красное колесо как историческое исследование 0 390 monetam
30.10.10 16:40
»»  Посетить форумы


Блок авторизации
Ник

Пароль



Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Новое в прессе

Чаще читают в прессе:


- Генерация страницы: 0.16073 секунд -