О касте придурков ГУЛАГа
|
Автор Звездин Павел | 14.2.10 18:40 (Хитов 973)
|
О касте придурков в ГУЛАГе Солженицын написал целую главу.Придурками называли в зонах СССР тех заключенных, которые вместо общих тяжелых работ работали на административных должностях разного порядка и имели намного более выгодные условия жизни. Слово звучит немного обидно, пренебрежительно, скорее всего это название придумала каста блатных, которые или вообще не работают или постоянно от работы отлынивают. А из общей массы зеков "придурком" мечтал стать каждый. Еще бы - и одет теплее и первым, и накормлен плотнее, и условия жилья гораздо лучше. Солженицын называет примерный процент придурков по отношению ко всем арестантам: около двадцати процентов. Именно такая пропорция требовалась начальству, чтобы обеспечить контроль за зеками чужими руками. Большинство этих злачных мест занимали "политические", то есть те, кто проходил по пятьдесят восьмой статье. И это вопреки официальным постановлениям, запрещавшим занимать эти должности политическим. Конечно, дело тут не в любви начальства колоний к политическим, а в простом расчете: только они, люди, как правило, образованные и опытные, могли обеспечить качественный контроль и учет производства. Но на практике, бывало, по-разному. Часто в придурки попадали члены той или иной группировки, которая имела влияние на определенном участке работ.
Придурки низших классов, это, например: кочегар, судомойка, печник, прачка, санитар, дневальный барака и т. п. Высший класс: сапожник, портной, парикмахер, фельдшер, кладовщик, врач, и самые сытые - хлеборез с поваром.
На кухне было всегда чем поживиться, ведь организация питания сотрудников колонии и зеков - важнейшее дело в зоне, потому что без еды никто работать не будет. С кухни воровали, порой мешками для начальства, за кухню жестоко наказывали: чуть что не так и, тем не менее, туда всегда рвались самые наглые, циничные и бездушные люди, по словам Солженицына. Порядочного человека съели бы немедленно.
Сам Александр Исаевич имел опыт работы придурком, благодаря которому сберег много сил и познакомился с уникальными людьми-типажами (например, вся партийная элита, если и попадала за провинности в лагеря, то оказывалась на высоких административных местах и в комфортных условиях). Ну и пребывание Солженицына в шарашке Марфино можно назвать "раем для придурков", потому что там собрали весь цвет инженерии, конечно, с весьма вольготными для зоны условиями.
Писатель, конечно, не осуждает придурков, потому что для большинства это был единственный способ выжить в лагерях истребления.
|
|
|