Современный плутовской роман: «Сандро из Чегема»

Современный плутовской роман: «Сандро из Чегема»Некогда популярный жанр плутовского романа сегодня практически не используется писателями. Тем не менее, именно к нему отнес одно из своих произведений Фазиль Искандер.

Этот роман, который многие литературоведы относят к типу романов-эпопей, представляет собой цикл новелл, и занимает в творчестве писателя центральное место.

Полностью роман не был экранизирован, однако было снято несколько фильмов, в основу которых легли самые яркие новеллы, такие, как «Бармен Адгур» — размышления и история человека, получившего вакансию бармена, а вместе с ней – и неограниченную возможность рассказывать о себе.

Всего роман состоит из трех книг, в которые вошли 32 новеллы. Общей сюжетной линии между ними не прослеживается, однако их так или иначе связывает личность Сандро Чегемского, а также его родных – также жителей Чегема. Включены в повествование и реальные исторические личности – Лакоба, Сталина, Жордания. Реальные события и персонажи постоянно переплетаются с вымышленными, а время действия произведения охватывает промежуток от предреволюционного времени до прихода к власти Брежнева.

Разнообразна жанровая принадлежность новелл: среди них можно обнаружить и классическую новеллу, и драматическое произведение, и детектив, и притчу.

Повествование в разных новеллах ведется, обычно, от лица дяди Сандро, хотя есть и те, в которых герой сам рассказывает о себе, и повествование идет от первого лица.

Сам автор утверждает, что его роман повествует о «детстве человечества». Героем произведения без сомнения можно назвать абхазский народ – такой, каким его видел писатель. А один из типичных его представителей – тот самый дядя Сандро – хитрец, настоящий народный герой, который может справиться с чем угодно.

Все произведение проникнуто мягким юмором и столь же мягкой иронией. Причем поводы для них автор находит самые разные – от бытовых, типичных ситуаций до изображения столкновения патриархального уклада и неспешного темпа жизни, которые были типичны для Абхазии, особенно провинциальной, с советским обществом.

Нельзя сказать, что роман был резкой критикой цензуры или тоталитарного режима. Тем не менее, они также подверглись осмеянию автора, пусть и в достаточно мягкой форме. Кстати, именно в противостоянии реальных исторических личностей и вымышленных персонажей ярче всего проявляются черты плутовского романа, его комическая составляющая, заключающаяся в несоразмерности, сочетании несочетаемого.

Читайте также:



     

    Ваш отзыв

    Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.