Родной дом и его понимание в произведениях классиков русской литературы

Родной дом и его понимание в произведениях классиков русской литературыОб образе и понимании Родины в произведениях русских классиков принято говорить постоянно. Эта тема обсуждается, начиная с детского сада, и, кажется, не иссякает никогда.

Одной из составных частей раскрытия этой темы в творчестве любого писателя неизбежно является тема собственного дома – и порой она оказывается раскрытой гораздо глубже и полнее, чем тема Родины. Разумеется, речь не о доме как о постройке, в противном случае это было бы не произведение художественной литературы, а практическое руководство по строительству. Тем, кто хотел бы пройти обучение в области строительства, в том числе заинтересован в профессиональной переподготовке ПГС, рекомендуем gasis.su. Там можно узнать обо всех курсах, которые проводит кафедра инновационных технологий техногенной безопасности.

Примечательно, что особое значение образ дома приобретает в сочинениях, написанных в конце XVIII – начале XIX веков. До этого произведения по большей части носили не столь личностно ориентированный характер, поэтому в них фигурировал преимущественно образ Родины.

Кроме того, есть и еще одно объяснение обращению к образу дома именно в этот период: то, что в это время представители культурной элиты России обратились к проблеме сохранения, вычленения и дальнейшего развития национального компонента культуры.

Многие исследователи на данный момент склонны утверждать, что практически все вопросы, которые поднимались в литературе этого периода, осмысливались именно через призму восприятия дома: это касалось и религии, и социальных проблем, и даже государства как такового.

Особенно яркий пример осмысления государства в качестве дома –  грибоедовское «Горе от ума», где четко прослеживается противопоставление своего («домашнего») чужому, внешнему.

В творчестве Пушкина можно проследить и образ дома как наследственное имение, принадлежавшее предкам поэта (разумеется, оно становится прообразом, прототипом для других, описанных им домов), и дома-государства (особенно ярко – в «Медном всаднике»), и мотив возвращения собственного дома (в «Капитанской дочке»).

Интересен данный мотив и образ в творчестве Лермонтова: по сути, его лирические герои находятся в постоянном поиске дома, который расположен то на лоне природы, то вовсе в исторической ретроспективе, то на могиле кого-то из предков. Это объясняется преобладанием романтических мотивов в произведениях автора.

Разумеется, тему дома раскрывали и другие авторы, однако произведения вышеозначенных являются самыми впечатляющими примерами введения в произведение образа дома.

Читайте также:



     

    Ваш отзыв

    Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.