Макс Фриш: архитектор, ставший писателем

Макс Фриш архитектор, ставший писателемДаже те, кто не слишком интересуется литературой, вряд ли не слышали о Максе Фрише (1911 – 1991) – одном из самых известных немецкоязычных писателей и драматургов Швейцарии. Как писатель он был очень разносторонен – в списке его произведений значатся и полноценные романы (самые известные – «Хомо Фабер» и «Штиллер»), и сценки, и рассказы, и пьесы (например, «Андорра» и «Бидерман и поджигатели»).

Примечательно, что изначально Фриш избрал для себя стезю германиста, однако потом бросил учебу и начал изучать архитектуру. Университетский курс по архитектуре он успешно окончил в Цюрихе, и потом посвятил профессии архитектора несколько лет, занимаясь проектированием для строительства, причем довольно успешно.

Одновременно с созданием проектов зданий он создал и свой очередной роман – «Штиллер» (первым стал роман «Йорг Рейнарт», навеянный впечатлениями от путешествия по Европе), который практически сразу же завоевал признание публики. Именно этот успех и подтолкнул Фриша к решению оставить архитектуру и целиком посвятить себя писательскому труду.

Стоит отметить, что и в качестве архитектора Фриш оставил достаточно заметный след. Самое значительное из спроектированных им зданий – общественный бассейн Летицграбен. Кроме него, Фриш стал автором проектов и более дюжины других зданий, одним из которых стал дом фабриканта Ферстера, оказавшийся неудачным. Интересно, что данный неудавшийся проект стал не только поводом для того, чтобы Фриша привлекли к суду, но и к тому, чтобы он написал драму под названием «Бидерман и поджигатели», прообразом протагониста в которой стал, конечно, Ферстер.

Некоторые исследователи биографии писателя считают, что именно после этого события Фриш окончательно решил прекратить карьеру архитектора, хотя и до этого в бюро он приходил лишь после полудня, а большую часть дня посвящал написанию книг.

Центральной темой практически для всех произведений Фриша, даже самых небольших по объему, стали внутренние противоречия личности и ее полемика с самой собой. Проблемы, решение которых писатель пытался отыскать, совершенно типичны для людей (не только творческих) его эпохи: утверждение и распределение гендерных ролей, утверждение собственной идентичности, гендерные конфликты и пути их решение и, конечно, вопрос о том, какие проблемы и чувства могут быть выражены посредством литературного языка. При этом стиль его произведений сложился достаточно рано, и навсегда остался их отличительной особенностью.

Читайте также:



     

    Ваш отзыв

    Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.