Изразец как одно из проявлений традиционной русской культуры

Изразец как одно из проявлений традиционной русской культурыВо многих литературных произведениях, знакомых нам с самого детства, интерьеры домом украшают изразцовые печи. Это словосочетание стало настолько привычным, что кажется, что печь, отделанная изразцами, была чуть ли не в каждом русском доме. Однако это, разумеется, неверно.

Есть мнение о том, что слово «изразец» пришло на смену слову «образец», поскольку именно так было принято называть плитки из керамики, которые использовали для украшения стен храмов, других построек, а также облицовки печей.

Не стоит думать, что изготовление изразцов – исключительно русская традиция. Подобные плитки изготавливали еще в Древнем Египте, а также в Вавилоне и Ассирии. Однако бесспорно то, что на Руси изразцы изготавливали и декорировали по собственной технологии и согласно собственным традициям.

Начали изготавливать изразцы еще во времена Киевской Руси, уже тогда керамические плитки покрывали прозрачными глазурями разных цветов.

Расцвета искусство создания изразцов достигло к XVII веку, когда оформлять их стали по-разному. Появились так называемые муравленые изразцы – зеленые, покрытые глазурью, которую изготавливали с применением свинца, терракотовые, для изготовления которых применяли красную глину. Расширился и перечень цветных глазурей – теперь можно было встретить изразцы бирюзового, белого, зеленого, желтого и других цветов.

Знаменитые «голландские» изразцы, на которых по белой эмалированной поверхности наносилась кобальтовая роспись, получили распространение на территории России после поездок в Голландию Петра Первого. Они произвели такое впечатление на россиян, что надолго остались самой модной разновидностью керамических плиток.

Для того, чтобы производить изразцы, необходимы были формы, в которые их отливали. При этом у многих изразцов румпы («ножки») были сделаны не с помощью гончарного круга, а вручную.

Именно румпы русских изразцов считаются их самым большим секретом. Румпа обеспечивает возможность не просто наклеить пластинку на поверхность стенки печи, а смонтировать, соединить пластинки при помощи проволоки. Так достигается очень высокая прочность крепления изразцов к поверхности печи. Именно этим объясняется высокая сохранность голландских печей, образцы которых можно увидеть в Эрмитаже, а также каминов, которые смонтированы в доме Меньшикова. За столетия, которые прошли со дня их создания, они практически не пострадали – и это при том, что использовали изразцовые печи и камины очень интенсивно.

Читайте также:



     

    Ваш отзыв

    Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.